Зырянский домострой

Деревья на усадьбе

 

   В традициях облагораживания среды обитания коми (зырян) отсутствовала практика высаживания деревьев на усадьбе в непосредственной близости  от дома, что связывается с поверьем, если дерево пустит корни под основание сруба, то это может послужить причиной несчастья в доме (разлад в семье, болезни, смерть). Это с одной стороны. С другой, такая традиция мотивируется тем, чтобы деревья не затемняли дом, а свет и солнце свободно проникали в окна дома, чтобы они не задерживали влагу и зря не занимали нужную под посадки землю. Практицизм и символизм такой практики достаточно тесно переплетены между собой.

   Отсутствие традиции посадки деревьев рядом с домом не является этномаркирующим признаком коми поселения, а, скорее всего, это некая практика, характеризующая деревню Русского Севера.

   Озеленение усадьбы, т.е. высадка деревьев на дворовом участке, но не рядом с домом, характерно, главным образом, для южных районов проживания коми (зырян). И объяснение этой традиции можно связать с природно-климатическим фактором и направлением хозяйственной деятельности. Более мягкий климат южных районов, а также вырубка лесов под пашни способствовали появлению традиции озеленения усадьбы. Расположение поселений в окружении леса и суровый климат  не способствовали распространению практики озеленения участков на севере Коми края. Такая картина сохраняется до настоящего времени. Современные села и деревни в южных районах проживания коми утопают в зелени деревьев, а северные села и деревни в этом отношении выглядят значительно скромнее.

   При озеленении дворовой территории, т.е. посадке деревьев на усадьбе, но не рядом с домом, используются не все породы деревьев. Положительными характеристиками наделялись рябина, береза, ель, сосна, поэтому эти деревья можно высаживать на усадьбе.

   Береза в народной культуре была одним из почитаемых, а в прошлом и священных деревьев. Высокий сакральный статус березы, соотносимый с верхним, светлым началом, подчеркивается и цветовой символикой, сопряженной с золотым цветом, и продуцирующей силой, ассоциировавшейся в календарной обрядности с расцветом природы. Это, во-первых. А во-вторых, мотивировка посадки березы во дворах связана с легендой о Богородице, когда береза помогла ей и Богу укрыться от преследователей, и «с тех пор березе изо всех деревьев во дворах в первую очередь селиться».

   Ель в народной культуре зырян противопоставляется пихте, что прозрачно читается в способах выяснения половой принадлежности новорожденного. Если на вопрос «ель или пихта?», отец новорожденного отвечал «ель», это означало «сын». Сопричастность ели к мужскому семиотическому полю выступала мотивировкой ее возможной посадки на приусадебном участке.

   В народной культуре рябину рассматривали как сильный оберег от воздействия колдовских сил, поэтому ее в большом количестве высаживали на приусадебном участке для защиты дома и его обитателей.

   Под строгим запретом находились черемуха, лиственница и пихта. Черемуха наделялась отрицательными характеристиками, негативная символика которой наглядно представлена в лексическом составе летско-лузского диалекта языка коми, где черемуха называется «куль пу» ‘дерево куля’, ‘дерево представителя нижнего мира’.

   Пихта, также соотносимая с женским и нижним семиотическими полями, считалась непригодным местом для ночлега, так как под ней прятался черт, а Илья-пророк стремиться уничтожить его ударами молний в грозу. Это представление лежит в основе запрета на высадку пихты на дворовой территории.

   Фактически, мотивировка запрета на использование некоторых пород деревьев в озеленении дворовой территории связывалась с проецированием на них «культурных» признаков в оппозиции мужское/женское. Все «женские» деревья, согласно народным представлениям, «выживают» из дома мужчин, поэтому они находятся под строгим запретом. Аналогичен по мотивации северорусский запрет на посадку у домов «женских» деревьев.