Зырянский домострой

Выбор места

 

   При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места, как из практических соображений, так и символического содержания выбранного места. Практицизм в выборе площадки под строительство дома сводился к тому, что предполагаемое место должно быть сухим, высоким, светлым: «с южной стороны все строятся». Символическое значение связано с наделением положительной семантики данного места. И последний выбор был более значимым, так как соответствовал идее возведения дома-Космоса. В традиционном обществе семантика стоит выше прагматики, и все практические соображения сводятся к нулю, если они не соответствуют мифологической основе разворачивания микрокосмоса.

   По народному представлению, пространство неоднородно и неравноценно, оно наделяется определенной семантикой, т.е. различным частям пространства приписывались различные значения. Структура пространственных представлений сопрягалась с системой «живые-мертвые», где пространственные координаты, связанные с миром живых, наделены положительными характеристиками, а негативные свойства приписывались нечистым местам, связанным с миром предков. Выбор места осуществляли знающие люди (тöдысь): «Важöн ветлылöмны тöдысь йöз – странникъяс,- кодъяс ставсö тöдлöмны, кытчö колö пуктыны керка, кысь колö босьтны керка вылö вöр». (Давно ходили знающие люди - странники, которые много знали и говорили, куда следует ставить дом, откуда следует брать лес для дома).

   Пространство, отведенное под строительство дома, должно быть счастливым, где жизнь людей будет проходить в полном благополучии, и обжитым, т.е. прошедшим проверку временем и «предками». Поэтому полагали, что наиболее удачным под строительство нового дома является то место, где уже стоял дом. Но при этом новый дом не должен полностью совпадать с месторасположением старого, достаточно было немного сдвинуть его расположение относительно старой постройки на ширину бревна в направлении на юг.

   Положительной символикой наделялись места, выбираемые крупным рогатым скотом для отдыха. Позитивные характеристики имели места, где паук сплетал свою паутину, или где раньше сажали рожь. Если выбиралось новое место, то кто-то должен был остаться жить на старом.

   Неудачным для строительства нового дома считалось место, где прежде проходила дорога, стояла баня, совершались захоронения. Негативной символикой наделялось пространство, где когда-либо человек получал рану до крови, а также место сгоревшего дома. Непригодным считалось также место, где из-под земли бьёт ключ, или течет ручеек. «Когда-то тоже выбирали, места-то вот выбирали. Где ручеек это бежит да что да. В таких местах, говорят это… может и у нас дом-то сгорел. Какой-то ручеек был, ли что ли, или же мы сначала к дороге-то ближе этого… Хороший у меня дом был, трёхкомнатный. [Рядом с ручейком тоже нельзя строиться?]. Нельзя говорят, нельзя».

   Место заброшенного колодца наделялось негативной характеристикой, так как колодец выступал не столько водным источником, сколько границей своего и чужого, входом в иной мир. Связь колодца с иным миром объясняет запрет строить дом на месте заброшенного колодца.

   При выборе места для строительства дома обращали внимание на наличие таких деревьев, как ель или осина. «Козъя-пипуанинын мусяньыс петö лёк вын (из земли, где растут ель и осина, выходит плохая силы)». Такое внимание к этим деревьям не случайно. В народной культуре коми (зырян) ель ассоциировалась с миром мертвых, а осина наделялась отрицательными характеристиками. Поэтому и места произрастания этих деревьев наделялись негативными свойствами.

   Проверка правильности выбранного места под строительство будущего дома, в числе прочего, осуществлялась и с помощью хлеба. Так, если три каравая, пропущенные через ворот не подпоясанной рубахи, падали на землю выпуклой стороной вверх, то полагали, место выбрано удачно. Если коркой вниз, то поиск места под строительство дома продолжался. Выбор хлеба как атрибута гадания не случаен, так как он (хлеб) ассоциировался с достатком и благополучием. Числовая кодировка, соотносимая с тремя космическими сферами, в гадании символически отсылала за поиском ответа в мир предков, от благорасположения которых зависело благополучие мира людей.

   Атрибутами гаданий могли стать насекомые. Так, например, место, где до восхода солнца роится мошкара, считалось пригодным для постройки дома. Полагали, место будет счастливым, а дом наполнен счастьем. Ещё один способ заключался в том, что хозяин на предполагаемом месте будущего дома возводит из небольших деревьев нечто подобное венцу сруба. Утром, до восхода солнца, он должен прийти на это место и посмотреть наличие паутины. Если таковая имеется, то место выбрано удачно, и, наоборот. В случае, если принесенный рано утром, до восхода солнца, на место будущего дома паук к вечеру сплетал там паутину, то это рассматривалось как положительный знак.  И это не случайно, так как в народной культуре пауки рассматривались как проводники между мирами, т.е. фактически через паука мир мертвых давал положительную оценку выбранному месту.