Зырянский домострой

Строительная жертва

 

   При закладке дома под первый или третий венец, в четыре угла или только в красный угол хозяин дома подкладывал щепку от первого удара топором вместе с монетой, крылом птицы, клочком шерсти и осиным гнездом. Нулевой цикл возведения дома обозначался и обрядом, когда в красный угол дополнительно подкладывали зерно, имеющее устойчивую семантику плодородия и богатства. Такая же символическая характеристика придавалась и муке, с помощью которой обозначали порог дома.

   Но особой популярностью в качестве строительной жертвы выступали деньги: «старый дом разобрал, там золото нашел, пятёрка была у дедушки. А я уже свои деньги клал, да-да, кто строится – все  деньги клали, шерстью укутаешь и туда, где-то в середину ложишь, три рубля я клал, это, чтобы не беднеть, Бог помогает потом, а это оберегает». Зерно и деньги ассоциировались с богатством и достатком, поэтому «кто деньги клал, кто зерно, чтоб жить в доме было богато, под красный угол». Иногда в состав строительной жертвы включали муравьев: «мукöдысь сразу пуктасны кодзувкот, мед тэнад разводитчас, шуам, уна (некоторые сразу кладут муравьев, чтобы у тебя разводилось, скажем, много…)». Такой набор представлял собой разновидность «строительной жертвы», обладающей космологической семантикой.

   Состав «строительной жертвы» обладает трехчастной структурой. Разворачиваясь по вертикали, ее элементы соответствуют трем мирам, где культурные атрибуты (деньги, мука, зерно) определяют профанный мир человека, а природные атрибуты (крыло птицы, осиное гнездо, муравьи) маркируют сакральный и хтонический миры.

   Обряд строительной жертвы включал в себя два аспекта, которые соотносили дом как центр мира с двумя другими точками космической вертикали – с сакральной сферой, небом (верхом) и с хтоническим царством (низом). Это согласуется с практикой, когда хозяин дома при установке оклада приносил из леса выкопанное с корнями молодое деревце (рябину, березу) и устанавливал ее внутри сруба возле красного угла. В данном случае молодое деревце ассоциировалось с «мировым древом», маркировало центр будущего дома и не позволяло проникнуть вредоносным силам вовнутрь. Выбор деревца не случаен, так как рябина, как и береза, наделялись положительной семантикой. Поскольку во всех случаях в срубе устанавливалось обязательно молодое деревце, основную символику этой «строительной жертвы» можно увидеть в желании обеспечить успешное и быстрое возведение дома по ассоциации с активным ростом молодых деревьев. Соотнесенность дерева, устанавливаемого на месте будущего дома, с идеей «мирового древа» убедительно обоснована А.К.Байбуриным.

  При строительстве других объектов «строительная жертва» не фиксируется, за исключением водяной мельницы. При ее возведении в реку в качестве «жертвы» бросали опять же рыбник.