Этнокультурное пространство
Адаптация человека к природной и социальной среде обитания связана со способами формирования места жительства, доместикацией пространства, что составляет основу культуры расселения. Культура расселения представляет собой систему знаний и навыков, определяющих локализацию поселений и отдельных хозяйственных построек в пределах освоенной территории и систему планировки поселений и отдельных дворов у оседлого населения, а также систему сезонных перемещений по освоенной территории, локализацию и планировку временных стоянок у неоседлого населения. Эта система включает как нематериальные знания и навыки, так и материальные объекты. В основе традиционного этнокультурного пространства лежит идеальный образ культурного ландшафта народа, который первичен по отношению к географической реальности, он укоренен в этнических основаниях культуры, выражается в пространственной ментальности, стереотипах мысли и поведения.
По образному выражению В.Н.Топорова, пространство всегда заполнено, а в процессе формирования этнокультурного пространства наблюдается сотворчество человека и природы, объекты которой органично вписаны в доместицированное пространство, выступая определенными опорными точками в очерчивании и структурировании окультуренного ландшафта. И главной доминантой в процессе окультуривания природного окружения выступала река, ассоциирующаяся в народной культуре с мировой рекой. Река задает структуру освоенного пространства и выступает способом горизонтального пространственного измерения.
Номинация концов населенного пункта связана с «речной» ориентацией. В структуре большого села выделяются верхний и нижний концы, что прочно закреплено в языке. Верхний конец, т.е. расположенный выше по течению реки, номинировался как «катыд пом», и нижний - «кывтыд пом», где «катыд» означает ‘верховье, верхний по течению реки’, «кывтыд» - ‘низовье, нижний по течению реки’, а «пом» - ‘конец’. Ориентация населенных пунктов на речные пути устойчиво сохраняется в языке. Так, посещение населенного пункта, расположенного выше по реке, передается глаголом «кайны» (подняться, идти вверх по течению), а ниже по реке – «лэччыны» (спускаться). На верхней Вычегде устьнемские и пожегодские коми называли жителей Помоздинской волости «вывланьса», «вылланьса» ‘верховские’, а усть-немских, керчомских и усть-куломских помоздинские и пожегодские – «увланьса», «улланьса» ‘низовые’.
Первоначально осваивался один из берегов реки, а место расположение населенных пунктов на реке напрямую зависит от рельефа берега. Селения, как правило, занимают высокий незаливаемый в половодье берег, выступали центром окружающего ландшафта. Если населенные пункты находятся на луговой стороне реки, то они отстоят на расстоянии в два-три км, а то и больше, от берега. Например, с. Сизябск Ижемского района располагается на увале, находящемся на значительном расстоянии от уреза воды. Первоначально селения располагались ближе к воде, на второй надпойменной террасе, но постепенно меняли свое расположение, поднимаясь на третью или увалы водораздела. Иногда основанный на берегу реки населенный пункт оказывался удаленным от реки на большое расстояние вследствие изменения русла реки.
На топографическое размещение селений или тип заселения особое влияние оказывали экономические и производственные факторы. При заселении жители всегда учитывали соответствие природно-географических условий хозяйственной деятельности. Поэтому воздействие производственного развития и хозяйственно-бытовых занятий и природной среды проявлялось в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Указанные факторы предопределили появление наиболее древнего типа заселения – прибрежного, раньше его определяли как долинный. Такой тип заселения иногда называют речным, так как осваивались, главным образом, берега рек. В закономерностях освоения окружающей среды она (река) играла большую роль. Преобладание прибрежно-речного типа заселения у коми (зырян) объясняется именно наличием реки, которая, во-первых, выступала как транспортная артерия, во-вторых, как источник добычи продуктов питания (рыболовство).
Значительно реже осваивался берег озера, и, соответственно, этот тип заселения тоже относится к прибрежному, но с вариантным содержанием. Поэтому, прибрежный тип заселения имеет два варианта или подтипа: приречный и приозерный. Основанных на берегу озера населенных пунктов у коми (зырян) не очень много, но в названиях некоторых из них читается приозерный тип заселения. Так, в Усть-Вымской районе существует деревня Тыдор, она впервые упоминается в жалованной грамоте 1490 г., в номинации которой определен приозерный тип заселения, так как коми слово «ты» означает ‘озеро’, а «дор» - ‘край’. Фактически название деревни подчеркивает локализацию поселения ‘у озера’. Иногда населенный пункт номинирован по имени озера, на берегу которого он расположен. Например, дер. Синдор в Княжпогостском районе или дер. Дон в Усть-Куломском районе.
Прибрежный тип заселения с вариантным содержанием представляет собой самый оптимальный способ окультуривания территории для разноэтничного населения лесной зоны Русского, Среднего Поволжья, Урала и как один из вариантов его выбирали русские в Западной Сибири, предопределенный природным фактором.
При выборе места жительства предпочтение отдавалось одному из берегов реки, удобному для проживания. Иногда встречаются случаи заселения двух берегов, когда населенные пункты располагаются один против другого, т.е. заселены оба берега реки. Но в этом случае это два разных поселения, основанные в разное время и имеющие свои собственные названия. Например, на правом берегу р. Вымь раскинулось одно из древнейших селений Коми края Турья, а на левом берегу, напротив села, расположена дер. Жигановка, возникшая на рубеже XIX-XX вв.
В середине XIX в. появляются поселения «при колодцах», стоящие вдалеке от рек и озер. Они возникают на волоках и водоразделах, т.е. на торговых путях, но таких населенных пунктов крайне мало, огромные территории Коми края на водоразделах не были освоены. В процессе освоения новых территорий новые поселения (починки), отпочковавшиеся от старого, располагались вдали от русла реки.
Освоение территории вдоль рек происходило поэтапно. Первоначально осваивались террасы у впадения притоков, т.е. наиболее благоприятным местом для населенного пункта считалась стрелка – место, где малая водная гладь впадала в большую реку. Этот способ освоения территории отразился в названиях населенных пунктов, например, Усть-Кулом (Куломдин), Усть-Вымь (Емдин) и др. В ходе расширения этнической территории верховья небольших рек осваивались очень поздно, поселения здесь возникли на рубеже конца XIX – начала XX вв. Для поселения выбирался высокий, незаливаемый в половодье берег. Строились дома на нижней надпойменной террасе, а по мере разрастания населенного пункта жители осваивали территорию с отступлением в окружающий лес, т.е. разрастаясь, деревня «поднималась» вверх по склону, где возделывались пашни.
Использование двух принципов (подобия и контраста) в согласовании природной и архитектурной среды обитания позволяло придать оригинальность и неповторимость каждому поселению.
Широкие географические рамки распространения одинаковой структуры освоенного пространства у разноэтничного населения Русского Севера позволяет говорить о сложении единых норм и закономерностей в организации окультуренного пространства, предопределенных общностью религиозной составляющей культуры, близкими природными условиями обитания и одинаковыми направлениями хозяйственной деятельности.