Духовное освоение пространства
Окультуривание пространства связано не только с хозяйственным обустройством ландшафта согласно экономическим и бытовым нуждам, но и решением духовной, символической составляющей жизни социума. Особенность менталитета зырян, проявляющая, главным образом, в окультуренном пространстве деревни, связана с православием. Поэтому в планировочную структуру поселений органично вписаны христианские храмы в деревянном или каменном исполнении. Являясь сакральными символами христианства, они одновременно выполняли статус высотно-организующего центра населенного пункта.
Объекты церковной архитектуры выступали архитектурным ядром композиции поселения, ее высотной доминантой, занимая самую высокую точку на боровой террасе, где раскинулось поселение. Церковное сооружение вписывалось в природный ландшафт так, чтобы его было видно издалека, а то место, откуда оно (церковное сооружение) можно было увидеть, рассматривалось как пограничный рубеж окультуренного пространства, хотя в реальности до населенного пункта было приличное расстояние. Выбор самой высокой точки в селении для культового сооружения связан с идеей его символического возвышения. Возвышаясь над окружающим ландшафтом, объект христианского культа выступал ориентиром в духовном и топографическом смыслах.
Местоположение часовен было различным, они вписывались в центре поселения, располагались на окраине у кладбища или водного источника. Сакральный статус часовен был приравнен храму, что закреплено в языке, для номинации этих объектов христианского культа коми используется одно слово «вичко» ‘церковь’. Объяснение равнозначности церкви и часовни можно связать с удаленностью многих населенных пунктов от приходского храма, что характерно, главным образом, для линейного типа расселения, а преодоление расстояний в сезонную распутицу было практически невозможным. Независимо от типа культового сооружения площадка возле них оставалась незастроенной, тем самым, подчеркивался ее сакральный статус, а высота объекта христианского культа позволяла «держать» большое открытое пространство.
Часовня Параскевы-Пятницы. Республика Коми, Удорский район, дер. Кривой Наволок. Фото Чудовой Т.И. 2009 г.
В верхневычегодской традиции сакральные сооружения изначально возводились на возвышенностях напротив тех, что были освоены первопоселенцами. Поэтому объекты сакральной архитектуры и жилищно-хозяйственные комплексы оказывались на разных холмах, разделенных иногда ручьями, тем самым визуально и топографически разводились сакральная и профанная сферы деревни.
При вписывании культового сооружения в планировочную структуру поселения используется принцип контраста вертикалей церковной архитектуры горизонталям северной природы и вытянутым порядкам жилых построек. И, соответственно, по высотности первое место занимала церковь, второе – жилые постройки, а уже третье – амбары, ледники и другие хозяйственные постройки. Высотность постройки церковной архитектуры подчеркивала ее символический статус.
Сакральность культового сооружения переносилась и на рядом расположенную территорию, которая, выступая неким организующим центром населенного пункта, считалась одновременно и самым престижным местом для проживания, выделенность которой дополнительно подчеркивалась в номинациях данного локуса поселения «вичко дор» ‘около церкви’ или «поп сикт» ‘поповская деревня’.
Однако этим духовное освоение пространства не ограничивалось. В структуру этнокультурного ландшафта вписываются объекты сельских святынь, расположенных как в пределах населенного пункта, так и за его пределами. Объектами сельских святынь могли выступать священные источники (характерно для сысольских и вычегодских коми), камни (встречаются у вычегодских и ижемские коми), деревья (распространено у сысольских коми), обетные кресты (отмечено повсеместно), места захоронения месточтимых святых (фиксируется у старообрядцев). Возле них проводят внехрамовые службы или паломничества. Местночтимые святыни структурируют этнокультурный ландшафт, соединяя в единое целое прошлое и настоящее деревенского социума.
В культурный ландшафт округов радиусом до трех км могли быть вписаны безымянные холмы, родники и камни, выделяющиеся на общем фоне природных объектов, а их описание идет через множество примет, понятных только для местного населения, хотя и незаметных для посторонних. Они вписаны в структуру этнокультурного пространства и включены в бытовые традиционные маршруты.
Фактически, духовно-знаковые объекты как искусственно созданные, так и природные, выступают ориентирами в пространственной организации этнокультурного ландшафта, одновременно ограничивают культурно освоенную территорию, выступая определенными точками, очерчивающими границу доместицированного пространства. Сакральные объекты, заполняя окультуренное пространство и конструируя его, выстраивают в его пределах семантическую структуру, значимость которой нарастает в направлении от периферии к центру, по мере приближения к центру их символическая знаковость возрастает.
Освоенное пространство необходимо постоянно подтверждать, как бы заново очерчивая его границы. Обновление культурного пространства, его ежегодное освящение происходило в результате праздничных обходов, включенных в систему летних календарных обрядов, с участием священников. Ежегодные обходы выполнялись по кругу или линейному вектору, но они неизменно включали все духовно-знаковые точки доместицированного пространства, тем самым как бы заново осваивая его, подтверждая включенность всех объектов в освоенную территорию и одновременно освящая ее. Движение, по мнению В.Н. Топорова, подтверждает действительность-истинность пространства, его освящения и достижения его сокровенных ценностей.