Зырянский домострой

Красный угол

 

    Основу интерьера избы составляла горизонтальная иерархия, композиционным центром которой выступал красный угол. Красный угол (ен ув пельöс, ен пельöс ‘божий угол’) - парадная часть избы, там принимают дорогих гостей, устраивают будничное и праздничное застолье, выполняются обряды христианской направленности. В углу на полочке располагались иконы, иногда в два ряда, перед ними часто висела лампада, на полочку под иконами укладывали веточки вербы в Вербное воскресенье, крашеные яйца в Пасхальную неделю. Рядом с иконами, как правило, располагались картинки религиозного содержания или фотографии членов семьи. Иногда здесь располагают щучьи челюсти, которые, по народному поверью, предохраняли от сглаза и нечистой силы. Сочетание, казалось бы, несовместимых предметов в одном месте позволяет говорить о слияние в одно целое православных и языческих представлений в народной культуре коми (зырян).

    В красном углу из подвижной мебели располагались обеденный стол  (пызан), во время приема пищи его обязательно покрывали скатертью, возле стола имелся стул (улöс) с высокой спинкой или табуретка. При необходимости к столу приставляли подвижную лавку, которую, как правило, держали в сенях.

Красный угол. Республика Коми, Сысольский район, дер. Картасикт. Фото В. Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.

 

    Наполняемость красного угла менялась, что было связано с антирелигиозной борьбой советского периода, но его сущность оставалась прежней. Это святой угол, центр притяжения семейной жизни. Ежедневно за столом, расположенным в красном углу, собирались все члены семьи во время еды, что способствовало единению их в единое целое. Красный угол в народной культуре осмыслялся как мужская часть избы.

Красный угол. Лавка и стол в избе. Республика Коми, Корткеросский район, дер. Троицк. Фото Чудовой Т.И. 2010 г.