Зырянский домострой

Свободная планировка

 

   Свободную застройку (раньше ее определяли как беспорядочную) в литературе определяют как наиболее архаичную. Свободная планировочная структура объясняется в литературе малодворностью населенных пунктов, когда каждый домовладелец ставил свою избу на значительном расстоянии от другой, обращая фасад строения на юг или юго-запад, чтобы солнце как можно дольше проникало в избу. Однако при такой планировочной структуре читается одна особенность: фасады домов ориентированы на реку. И такая традиция сохраняется достаточно долго: «Окно выходило у дома на реку, на лес ни одно окно не смотрит, а крыльцо – тоже к реке, на святую сторону».

   Дома при свободной планировочной структуре поселения располагаются друг от друга на значительном расстоянии, поэтому  при их возведении трудно было соблюсти строгую прямолинейность. Получалось, что один дом выставлялся вперед, другой смещался относительно первого чуть назад, т.е. при возведении домов не придерживались так называемой красной линии застройки, которая могла бы создать четкую геометрию пространства. Кроме того, эта криволинейность расположения домов связана с незначительными изменениями в изгибе русла реки, на которую и были ориентированы фасады домов.

   Дальнейший рост численности населения при устьевом заселении способствовал, кроме береговой линии малой реки, освоению террасы большой реки. И, соответственно, фасады вновь построенных домов были ориентированы уже на большую реку.  А все это в целом создавало иллюзию беспорядочности застройки, хотя на самом деле это было не так. Линейность застройки, хотя и без четкой геометрии, существовала, так как строители всегда ориентировали дом на реку, что соответствовало мифопоэтической картине мира.

   В символическом аспекте деревня однолинейна, что объясняется изоморфизмом, взаимозаменяемостью в фольклоре реки, дороги и человеческой жизни, протяженность которой метафорически обозначена в языке как «течение». Символика сельского пространства во многом обусловлена теми мифопоэтическими воззрениями, которые связаны с рекой, а дорога позднее наследует ее символические характеристики. Река соединяет (или разделяет) мир живых с мифологическим пространством предков, что хорошо просматривается в способе организации мира мертвых за рекой, когда старые кладбища располагались на другом берегу реки или ручья, т.е. имели естественную преграду.

   Дом в народных представлениях зырян выступает олицетворением Космоса, поэтому он (дом) обращен фасадом к этому символическому ориентиру. В ходе дальнейшего роста численности населения и развития поселения застройка свободного пространства между домами приводила к выстраиванию криволинейного ряда, т.е. разрывы между домами застраивались, превращаясь в кривые улицы и переулки. При организации построек хозяйственно-бытового назначения в населенных пунктах со свободной планировочной структурой практиковалась группировка бань, овинов и амбаров на периферии освоенного пространства, что объясняется практической целесообразностью и символическими характеристиками, приписываемыми этим строениям.

   Такая планировочная структура была характерна для коми (зырян), однако она не выступает особенностью архитектурного проектирования населенных пунктов, т.е. не обладает этномаркирующим признаком зырянских поселений. Аналогичный принцип застройки был характерен, например, для русских и финно-угорских народов, живущих на Русском Севере и на Урале. Столь широкий ареал распространения однотипной планировочной структуры позволяет говорить о существовании неких единых принципах организации структуры поселений разными этносами, которые учитывали различные факторы, не забывая и об эстетической составляющей обжитого пространства.